3 сентября - день окончания Второй Мировой войны.
Геноцид — это преднамеренное уничтожение народа, обычно определяемого как этническая, национальная, расовая или религиозная группа, полностью или частично.На временно оккупированных территориях БССР немецко-фашистские захватчики издевались над населением, занимались грабежом и зверской расправой с теми, кто уклонялся от выполнения приказов немецкого командования.
В рамках проекта "Вспомнить всех. Помнить каждого" я предлагаю вам посмотреть видеохронику "Дорогой страданий"
https://ok.ru/video/6587701070350
СВЕТЛОГОРСКИЙ РАЙОН
№ 141 Из докладной записки Паричского райкома КП(б)Б и Паричского райисполкома в Полесский обком КП(б)Б и Полесский облисполком о состоянии освобожденных населенных пунктов района Не позднее 1 сентября 1944 г.
В течение последнего месяца на нашем участке фронта велись ожесточенные бои, некоторые населенные пункты (Расова, Островчицы, Поганцы, Старина, Печищи и др.) неоднократно переходили из рук в руки. В результате боев на 15.03.44 года нашими войсками освобождены дополнительно (не считая 11 освобожденных ранее) 22 следующих населенных пункта: Шатилки, Расова, Печищи, Медведев, Осопное, Чирковичи, Какаль, Рудня, пос. Мольча, д. Мольча, Островчицы, Ракшин, Великий Бор, Язвин, Дуброва, Михайловка, Поганцы, Старина, Сосновка, Дедное, Искра, Алла Чирковичского, Дубровского и Ракшинского с/советов.
Некоторые из этих населенных пунктов (Островчицы, Ракшин, Поганцы, Старина, Сосновка) находятся на линии огня, где гражданское население не проживает, и во многие другие деревни, находящиеся вблизи фронта, население не допускается, и, следовательно, и нормальной работы по восстановлению колхозов проводить нет возможности.
Освобожденные вторично 22 указанных населенных пункта в большинстве своем представляют пустыню. Дома и хозяйственные постройки в большинстве сожжены или разрушены, все личное имущество колхозников, как хлеб, картофель, одежда и домашние вещи, разграблено и вывезено немцами. Население, не успевшее эвакуироваться, и скот угнаны немцами или уничтожены
Секретарь Паричского РК КП(б)Б Жуков
Председатель Паричского исполкома райсовета депутатов трудящихся Каковка
№ 142 Акт Паричской районной комиссии ЧГК о преступлениях, совершенных немецкими оккупантами в районе г. п. Паричи 10 апреля 1945 г.
Мы, комиссия, в лице первого секретаря Паричского РК КП(б)Б Жукова, председателя Паричского исполкома райсовета депутатов трудящихся Коковка,
начальника Паричского РО НКВД, ст. лейтенанта государственной безопасности Чернышева, составили настоящий акт в нижеследующем:
Проверив факты учиненных злодеяний немецко-фашистскими властями в период временной оккупации территории Паричского района над советскими ни в чем не повинными гражданами, удалось установить, что фашистские палачи с привлечением на свою сторону отдельных колеблющихся граждан СССР, судимых неоднократно советскими законами, и бывших кулаков, с которыми творили злодеяния над советскими ни в чем не повинными гражданами.
За весь период временной оккупации с 1941 года по июль м-ц 1944 года они производили уничтожение населения путем массовых расстрелов, сжигания и другими методами как еврейского населения, так и населения других национальностей, а именно: они в 1941—42—43 г. уничтожали население, проживающее в пределах Паричского района Бобруйской области БССР, 321, и угнали еще 1516 человек.
Производили массовые уничтожения населения в следующих населенных пунктах района: 1) в г. п. Паричи, 2) в м. Щедрин, 3) в м. Шатилки, 4) в м. Ковчицы, 5) в м. Печище, 6) в д. Хутор, 7) в д. Круки, 8) в д. Шупейки, 9) в д. Малимоны, 10) в д. Ала.
Краткое описание чинимых злодеяний. Днем 18 октября 1941 года был произведен массовый расстрел еврейского населения, проживающего в г. п. Паричи. Расстрел был начат немецкими палачами с семи часов утра и закончен вечером того же дня. Все еврейское население, проживающее в м. Паричи, было поймано немцами и полицией и загнано во двор гостиницы, где размещалась немецкая комендатура и жандармерия. Все население находилось под усиленной охраной и в то же время на автомашинах вывозилось на расстрел за деревню Высокий Полк на расстояние от Парич 2—3 км, живьем загонялось в могилу, где расстреливались из автоматов. Всего по г. п. Паричи расстреляно еврейского населения, и вместе с ним были граждане других национальностей, в день 18 октября 1941 года 872 чел.
В местечке Щедрин, Ковчицы, Шатилки, Печище массовый расстрел еврейского населения происходил в феврале и марте месяце 1942 года, во время которого в м. Щедрин расстреляно 602 человека, в м. Ковчицы — 318 человек, в м. Шатилки — 351 чел., в м. Печище — 82 чел.
Немецкими палачами группой, состоящей до 40 человек, был произведен расстрел ни в чем не повинных граждан, по национальности белорусов, в количестве 90 человек накануне религиозного праздника Пасхи в 1942 году в дер. Крупки.
В 8 часов утра 14 января 1944 года группа немецких палачей, неизвестно по численности и воинской части, ворвалась в деревню Ала, где было согнано население с других населенных пунктов и сельсоветов, блокируя деревню, поджигали и расстреливали людей любого возраста, трупы расстрелянных сжигали, ловили граждан и бросали живьем в огонь. За день чинимых зверств в д. Ала 14 января 1944 года расстреляно и сожжено живьем всего 1758 чел., из них мужчин — 100 человек, женщин — 508 человек, детей — 950 человек, стариков — 200 человек; из них комсомольцев — 4 человека, пионеров — 14 человек.
В 1943 году, 12 июня, отряд немецких палачей неизвестной воинской части ворвался на бронемашинах в деревню Хутор, который уничтожил 99 человек, из них 12 человек сожжены живьем, палачи расстреливали детей и женщин (см. приложение № 19—21—23—24).
Осенью в 1941 году группа немцев и полицейских численностью до 10 человек ворвалась в деревню Ново-Белица, схватила бывших работников милиции Войтикова Антона Андреевича и Рудобельца Игнатия, которых подвергла жестоким пыткам, замучивши насмерть, последних трупы выбросили в грязную яму, не схоронивши.
В 1942 году весной был захвачен немецкими палачами бывший работник милиции гр-н д. Судовица — Пищало Евтух Никифорович, который при жестоких пытках замучен насмерть.
За 1943 год во главе немецкого палача Тукач Николая Васильевича произведено ряд чинимых зверств над советскими гражданами (см. приложение № 28).
Также немецкие палачи вылавливали, подвергали зверским пыткам и расстреливали систематически за весь период временной оккупации гр-н (см. приложение № 1).
Приложение: на 28 листах О чем и составлен настоящий акт.
Секретарь Паричского РК КП(б) БССР Жуков
Председатель Паричского исполкома райсовета депутатов трудящихся Коковка Начальник Паричского РО НКВД ст. лейтенант Чернышев
№ 143—146 Документы об уничтожении немецкими оккупантами д. Ола Паричского района 11 июня 1947 г. — 2000 г.
№ 143 Из протокола допроса свидетеля О.Я. Белой 11 июня 1947 г.
ВОПРОС. Где вы проживали на оккупированной территории и какие зверства вам известны?
ОТВЕТ. Я проживала в к-зе «Восход» Стрешинского р-на; как только линия фронта перешла в дер. Мормаль, немцы начали эвакуировать нашу деревню. Я вместе с моим мужем и детьми (5 чел.) убежала в лес. Деревню всю разломали на бункера. Весь скот у нас отобрали. Это было в начале декабря 1943 года. Немцы ловили жителей в лесу и расстреливали. 14 января в д. Ала было собрано немцами до 2000 мирных граждан — детей, женщин, стариков. Всех заперли в риги и сараи и начали расстреливать. Я с моей семьей (5 детей) и мужем попала в один сарай с другими жителями, куда также загнали немцы. При этом же была моя сестра Курилович Федора Яковлевна и 2 брата Курилович, Павел и Алексей, и отец Курилович Яков Иванович. Все 30 человек, которые были в хлеву, были расстреляны, в том числе мои родственники, за исключением меня и ребенка Виталия, который был ранен. Я же в момент расстрела присела, и на меня упали стоявшие впереди мой муж и дети. Под трупами я осталась жива, потом с моим раненым ребенком убежала. После расстрела деревня была сожжена.
Протокол с моих слов записан верно, мне прочитан.
№ 144 Из протокола допроса свидетеля Е.Е. Чумакова 25 июня 1947 г. ВОПРОС. Где вы находились в период немецкой оккупации территории Стрешинского района и чем занимались?
ОТВЕТ. На оккупированной территории я находился с июня 1941 г. по июнь 1944, занимался на с/хозяйстве.
ВОПРОС. Какие конкретно факты зверства вам известны в период немецкой оккупации?
ОТВЕТ. В конце 1942 г. немецкие карательные отряды стали забирать весь скот и мирных граждан, потом они стали делать облавы на деревни, забирали всех крестьян, кто мог работать, и угоняли в Германию. Поэтому в деревне жить не было возможности. Я совместно со своими родными и семьей ушли в лес для того, чтобы спастись от смерти. 5 декабря 1943 г. немцы сделали облаву в лесу на мирных граждан. Во время этой облавы я лично совместно с другими гражданами нашей деревни попал к немцам, семья моя осталась в лесу. В это время немцы меня посадили в лагерь русских военнопленных в д. Плесовицы Коротковичского с/совета. В лагере военнопленных я лично сам видел как немцы расстреливали русских военнопленных, имени и фамилии я не знаю.
Находясь в лагере военнопленных 3 дня, во время завтрака я совершил побег и опять пришел в лес к своей семье. Спустя несколько дней в лесу жить было нельзя, потому что стали делать облавы. Я совместно со своей семьей ушли в д. Ала Паричского р-на, так как эта деревня была недалеко от фронта, т. е. от немцев.
18 января 1944 года немецкие карательные отряды сделали налет на д. Ала, окружили, выгнали всех на улицу, построили в колонну, после стали разбивать на группы, примерно 50—70 чел., закрывать в постройки. После, когда все были заперты, они открыли огонь по постройкам, стали бросать гранаты в окна и поджигать дома. В стороне, где находился я со своей семьей, отказал немецкий пулемет. В это время мы проломали дверь постройки и бросились бежать. Впоследствии сбежало около 70 человек в лес, в том числе и я. Семья моя, совместно с родными, погибла (9 душ — мать, отец, тесть, жена, теща, брат, двое племянников, жена моего брата).
В этот день мы приходили в эту деревню смотреть. Я со своих родных никого не нашел, так как были одни головы обгорелые и кости лежали.
ВОПРОС. Продолжайте свои показания по существу дела.
ОТВЕТ. В марте 1944 года по приходу Красной Армии была создана комиссия, которая сделала подсчет погибших в д. Ала. Оказалось 1558 человек мирных советских граждан.
ВОПРОС. Кто чинил зверства, фамилия, звания, должность, словесный портрет, какая часть?
ОТВЕТ. Кто чинил зверства, фамилия, звания, должность, какая часть, пояснить не могу, словесный портрет могу определить, кто меня забирал и охранял в лагере русских военнопленных
Протокол допроса с моих слов записан правильно и мне прочитан вслух.
№ 145 Из воспоминаний жительницы деревни Восход В. А. Говор о сожжении деревни Ола 2000 г.
Савецкія войскі падышлі да левага берага Дняпра восенню 1943 года. Акупанты ў гэты час умацоўвалі свае пазіцыі на правым беразе, зганялі мясцовых жыхароў рыць акопы і адначасова па начах вывозілі моладзь у Германію. Партызаны брыгады «Жалязняк» ужо злучыліся з арміяй для рашучага ўдару, чакаць якога давялося каля паўгода.
Мой муж, камандзір узвода разведкі партызанскай брыгады «Жалязняк», таксама перайшоў у распараджэнне вайсковага камандавання. Я засталася ў в. Усход, у доме сваіх бацькоў. Людзі з навакольных вёсак прабіраліся праз лясы далей ад лініі фронту, у бок р. Бярэзіна. Ала — апошні населены пункт у гэтым напрамку. У гэтай невялікай вёсачцы сабралася вельмі многа бежанцаў. Мая маці, Матрона Сямёнаўна, была супраць таго, каб і нам ісці ў Алу. Тым самым, дзякуючы сваёй настойлівасці ці інтуіцыі, яна выратавала нашу сям’ю. Бацька, Акім Фядосьевіч, які быў партызанскім сувязным, добра ведаў усё наваколле. Ён правёў нас праз балота на маленькі сухі астравок, дзе мы выкапалі зямлянку і змайстравалі маленькую печку з комінам. Начавалі ў цёплай зямлянцы, а днём адыходзілі далей у лес і хаваліся ў хмызняках, не разводзячы агню. Непадалёку ад нас у зімовым лесе жылі такія ж бежанцы. Да Алы было каля двух-трох кіламетраў. За той час мы ўсе перахварэлі на тыф. Асабліва цяжка пераносілі хваробу малыя дзеці. Мая трохмесячная дачушка Галачка не вынесла выпрабаванняў.
Раніцай 14 студзеня 1944 года з боку Алы прагрымелі выстралы, забрахалі сабакі, загаласілі людзі. Мы прыціхлі, адчуўшы дыханне смерці. Неўзабаве пацягнула чорным дымам. Потым усё сціхла. Ноччу нашы бацькі прабраліся ў Алу, каб даведацца, што там здарылася. Але там не было ні людзей, ні вёскі, засталіся адны чорныя коміны, галавешкі ды попел. Мой бацька натыкнуўся на прагарэлае падполле з прыпечаннай бульбай. Яна і выратавала лясных бежанцаў ад галоднай смерці. Мы жылі ў лесе да сакавіка, да прыходу вызваліцеляў.
Колькасць загінуўшых жыхароў Алы склала 1758 чалавек, з іх 28 — нашы блізкія і родныя. Цудам выратавалася з агню наша суседка па в. Усход Вольга Белая (50 гадоў) са сваім дзесяцігадовым сынам Віцем. Яе абпалены твар і ў мірны час быў для ўсіх нас жывым і жахлівым напамінкам аб трагедыі…
№ 146 Из воспоминаний жительницы деревни Коротковичи А.Н. Науменко, спасшейся при сожжении деревни Ола 2000 г.
У кастрычніку 1943 г. з набліжэннем фронту да нашых мясцін немцы загадалі ўсім пакінуць в. Кароткавічы. Разам з жыхарамі суседніх вёсак мы размясціліся ў лесе, у зямлянках. Да нас прыбілася і нямала партызан. У лесе ў голадзе, холадзе і ў пастаянным страху нам давялося быць амаль да самых Каляд. Немцы адступалі. З імі ў бок Бабруйска вырашыла адыходзіць і частка мірнага насельніцтва. Але нямала нас засталося чакаць наступаючую Чырвонаю 287 Армію. Немцы ж не хацелі дапусціць гэтага. Хутка ўсіх людзей пагналі ў в. Ала (цяперашні Светлагорскі раён), дзе ўжо было шмат жыхароў многіх іншых вёсак. Спачатку немцы і паліцаі адабралі здаровых мужчын (каля 50 чалавек) і каля в. Іскра з кулямётаў расстралялі, прымусіўшы іх загадзя выкапаць для сябе яму.
Праз некалькі дзён дайшла чарга і да астатніх. 14 студзеня 1944 г. каля сямі гадзін раніцы ў вёску ўварваліся немцы і пачалі выганяць усіх з хат. Некаторыя нават не паспелі апрануцца, былі босыя (а мароз у той дзень быў моцны). Потым усіх нас пры дапамозе вялікіх і злых сабак з выкрыкамі «Русь — банда!» загналі ў хлявы. І пачалося… Людзей групамі па 15—20 чалавек выводзілі з хлявоў і заганялі ў хаты, якія падпальвалі. Тых, хто хацеў выскачыць з полымя, знішчалі кулямётамі. Хутка полымя ахапіла і саламяную страху нашага хлява. Ад разрыву гранат, кінутых у нас, я ўпала. Напэўна, мне ўсё-такі ўдалося выбрацца з хлява, бо, калі я прыйшла ў сябе, зразумела, што ляжу на снезе з абпаленнай спіной. Асабліва была пашкоджана агнём правая нага. Але цярпела, баялася, што ўбачаць немцы, якія яшчэ хадзілі з сабакамі вакол і дабівалі жывых. Адзін сабака нават падышоў да мяне, але, на шчасце, не крануў. Калі сцямнела, я асмелілася падняцца.
Вялікі страх зноў ахапіў мяне, навокал нікога не было. Здавалася, што на гэтым свеце жывой засталася я адна. Хацелася ўбачыць хаця б нейкую жывую птушачку, каб спытацца ў яе, куды мне ісці. Так я тапталася па снезе цэлую ноч, пакуль раніцай не заўважыла наперадзе паміж дрэвамі нечыя постаці. Думала, што гэта немцы. Вырашыла, няхай страляюць лепш у спіну, і адвярнулася. Але гэта былі мой стрыечны брат Хвядос і сусед Тарас, якія вельмі здзівіліся, убачыўшы мяне.
Потым высветлілася, што ў той жудасны дзень загінулі восем чалавек з маёй радні, у тым ліку маці, сёстры, пляменнікі. Сама я ледзь выжыла ад атрыманных апёкаў. Выратавала народная медыцына. І сёння мая зямлячка Хвядора Ісаенка, якая разам са мной перажыла ўсе тыя жахі, як убачыць мяне, дык не верыць, што я жывая.
Информацию по геноциду мирного населения в годы Великой Отечественной войны можно посмотреть по ссылкам.
https://ok.ru/video/5349383211534
https://ok.ru/video/4456800258574
https://ok.ru/video/2451610274318
Комментариев нет:
Отправить комментарий