Советы родителям

Как провести лето с пользой
Долгие летние каникулы – это ловушка, в которую попадают многие родители. Наверняка к началу лета вы уже сформировали множество планов: вместе с детьми вы перечитаете массу интересных книжек и станете их взахлеб обсуждать, будете кататься на велосипедах, устраивать пикники, по утрам ходить на рыбалку и просто разговаривать обо всем на свете – словом, займетесь всем тем, на что не хватает времени в течение учебного года. И, конечно, вы подтянете математику и английский. Но, как только начинаются свободные дни вы, сами того не замечая, постепенно корректируете планы. Что плохого в том, что ребенок сегодня вечером посмотрит фильм, а завтра утром поспит подольше? Пусть недельку отдохнет от уроков и занятий, а уж после этого вы как следует возьметесь за летнюю программу. И вот, прежде чем вы успеете оглянуться, наступает июль и оказывается, что дети совершенно отбились от рук. Они целыми днями смотрят телевизор или играют в компьютерные игры, объедаются конфетами и чипсами, поздно ложатся и спят до обеда. Об утренней рыбалке и пикниках нет и речи, а когда вы вспоминаете про книги и английский, начинаются крик и хлопанье дверями. Половина лета прошла впустую, неужели ничего нельзя исправить?
Дети требуют «немного свободного времени» и «отдыха», но в реальности им вряд ли понравится полное безделье. Рано или поздно ребенку станет скучно, а именно от скуки и невозможности занять себя чем-то интересным дети часто ввязываются в истории, от которых лучше держаться подальше. Но, с другой стороны, школьникам действительно нужен отдых, и родители, которые пытаются даже летом поддерживать жесткий режим дня, не добиваются ничего, кроме конфликтов. И тем не менее есть методы, которые помогут вам договориться с ребенком и совместить отдых и полезные занятия.

Обсудите с ребенком возможные варианты
Чаще всего наши благие намерения так и остаются всего лишь планами, потому что у родителей и у детей совершенно разные цели. К примеру, вы планируете с ребенком на досуге перечитать всего Чарльза Диккенса, но сам школьник мечтает только о том, чтобы пройти все 125 уровней любимой компьютерной игры. Многих споров можно избежать, если для начала сесть и вместе обсудить планы на каникулы. Конечно, лучше всего это сделать еще в конце учебного года, но непоздно завести этот разговор и во время каникул. Задайте друг другу вопросы о прошлом лете: «Что тебе больше всего запомнилось? Какой день был самый приятный? А какой – самый неприятный?» И не удивляйтесь, если окажется, что детям больше всего запомнились не книжки, которые вы заставляли их читать, и не экскурсии, а тот день, когда вы махнули рукой на режим дня и допоздна колесили на велосипедах по окрестностям, а папа по дороге рассказывал детям о том, как сам учился в школе.
Распорядок дня можно организовать по принципу пирамиды, примерно так же, как диетологи расписывают белки, жиры и углеводы. В основании вашей каникулярной пирамиды должны быть базовые полезные занятия: хобби, чтение, кружки, творчество, занятия. Следующий уровень – это подвижные игры, прогулки, спорт, помощь родителям. Вместе занятия из первого и второго уровня должны занимать около шести часов в день. А на самой верхушке пирамиды находится «десерт» – компьютер, телевизор, разговоры по телефону и возможность просто бездельничать от души. Причем не нужно придерживаться этой схемы жестко, во что бы то ни стало. Наверняка будут такие дни, когда «десертов» окажется гораздо больше, чем всего остального, это не страшно. Главное, чтобы в течение недели у вас получалось соблюдать баланс занятий из всех трех групп.

Поделите обязанности
Когда у ребенка есть определенные обязанности по дому, он начинает ощущать свой реальный вклад в семью. А кроме того, это отличный способ развивать у детей ответственность. Во время каникул у школьников гораздо больше свободного времени, а значит, есть все возможности для того, чтобы приобщить детей к домашним обязанностям.
Мало кто из ребят сам вызовется помогать родителям дома или на даче, и часто мы решаем, что проще сделать все самим, чем бесконечно напоминать о том, что нужно подмести пол. Чтобы договориться было проще, предложите ребенку несколько вариантов на выбор. Причем лучше всего, если вам удастся преподнести какое-то дело как своего рода привилегию – то, что разрешается делать только взрослым. 12-летнему мальчишке вполне может понравиться самостоятельно подстригать траву газонокосилкой, а девочка с удовольствием сделает салат или украсит торт.
Еще один важный момент: позвольте детям самим выбирать время, когда они будут выполнять свои обязанности. Если на даче машина, которая вывозит мусор, приезжает в субботу в два часа дня, то можно сказать так: «В два приедет машина за мусором, пожалуйста, найди момент, чтобы к этому времени выставить все мешки за забор».
Конечно, в семейных делах всегда есть место приятным наградам и небольшому шантажу. Если дочка спрашивает: «Можно мне пойти к подружке?» – вполне можно ответить: «Конечно! Как только наведешь порядок в своей комнате».
Еще один совет: не поручайте ребенку долгих и нудных дел. Если нужно перенести в глубь участка кучу песка, которую высыпали у ворот, это вряд ли понравится детям. Такое занятие кажется поистине бесконечным, и у ребенка просто не хватит терпения. Лучше всего начинать с тех дел, которые можно закончить достаточно быстро и увидеть результат своей работы.
Когда дело сделано, не забудьте похвалить детей. Даже если ваша дочка не идеально вымыла пол на кухне, скажите: «Как приятно, когда вокруг чистота! Спасибо тебе!»

Обязательно занимайтесь во время каникул
Начнем с неприятных новостей: дети, которые совсем не уделяют время занятиям во время летних каникул, учатся хуже и отстают в развитии от своих сверстников. К средней школе разница между теми, кто с пользой провел лето, и теми, кто только смотрел телевизор, становится ощутимой, а к девятому-десятому классу часто превращается в пропасть. Как быть родителям, чтобы ребенок читал во время летних каникул?
Позвольте ребенку самому выбирать книжки. Может быть, вы и выбрали бы для летнего чтения «Тома Сойера», но, если ребенок предпочитает истории о вампирах, не сопротивляйтесь. Со временем школьник перейдет к более трудным вещам, но это случится только тогда, когда он будет к этому готов. Дело в том, что детям необходима захватывающая история, их привлекает только это. И, если язык книжки слишком трудный или сама история не кажется интересной, дети просто откажутся читать.
Устройте летний клуб. Заниматься вдвоем с другом всегда веселее, чем в одиночку. Попробуйте договориться с родителями друзей и раз в неделю собираться у кого-нибудь дома и обсуждать книжки. Это поможет детям лучше разобраться в содержании и запомнить прочитанное.
Воспользуйтесь помощью техники. Ребенок не хочет читать? А как он отнесется к чтению электронных книг?

Проводите время всей семьей
Детям больше всего нравятся моменты, когда вся семья отступает от обычного расписания и делает что-то интересное. К примеру, вечером на даче можно выйти на улицу с ноутбуком и попкорном и вместе с друзьями устроить просмотр нового кино. Дети запомнят такой вечер надолго! Есть и еще несколько хороших вариантов.
Устройте ужин на свежем воздухе. Совместные обеды или ужины – это одно из самых важных условий для того, чтобы чувствовать себя семьей. Американские ученые даже пришли к выводу, что дети, которые регулярно едят вместе со своими родителями, реже страдают от лишнего веса и лучше спят. Отличный вариант для лета – пикник на природе.
Загляните в ближайший музей. Если часть каникул вы проводите на даче, изучите окрестности. Вдруг поблизости окажется заброшенный монастырь? Или музей утюга? Такая поездка не займет много времени, но может оказаться очень познавательной, если для начала почитать о том месте, куда вы собираетесь.
Настаивайте на своем, если необходимо. Если на все ваши предложения ребенок реагирует упрямым «не хочу», иногда его нужно все-таки заставить поучаствовать в культурной программе. Можно договориться так: «Сегодня мы проводим время, как тебе нравится, но завтра выбираю я!»
Отступайте от режима дня в разумных пределах. Большинство детей уверены, что возможность поздно ложиться и поздно вставать во время каникул – их законное право. Конечно, детям нужно выспаться, но врачи не советуют позволять ребенку вставать позже 10 утра. Чтобы решить проблему, планируйте на утро то, что нравится ребенку, например, уроки катания на лошадях в ближайшей деревне. И помните: во избежание дополнительных проблем в комнате, где спит ребенок, не должно быть телевизора и компьютера.

Технические правила
Почти каждая мама хотя бы раз в жизни кричала страшным голосом: «Если ты сейчас же не выключишь телевизор, я выброшу его в окно!» Мы никогда не слышали о мамах, которые бы выполнили эту угрозу. Да и сами дети понимают, что ничего подобного не случится.
Чтобы избежать конфликтов, лучше всего сразу оговорить время, которое ребенок может провести у телевизора и компьютера. К примеру, вы разрешаете 2 часа смотреть телевизор. Но, если сегодня ребенок использовал только полтора часа, завтра он сможет получить дополнительные 30 минут. Благодаря такому договору дети чувствуют, что могут сами принимать решение, когда и что им смотреть.
Неплохо действует и такой прием: занимаясь домашними делами или читая книжки из летнего списка, ребенок может заработать дополнительное время для телевизора и компьютерных игр. Не забывайте, что технические развлечения должны чередоваться с подвижными играми.

Каникулы с пользой для ума и тела
С новым учебным годом в дом приходит размеренная жизнь, где все идет по определенному графику: уроки в школе, внешкольные занятия, выполнение домашних заданий. Ребенок целый день занят.


Но вот наступают каникулы, а вместе с ними и проблема: чем  увлечь ребенка.  Некоторые машут рукой: пусть отдохнет от всего, поспит подольше, посмотрит телевизор. Но бесконечные просмотры телепередач, «зависание» у компьютера или бесцельные блуждания с друзьями по улице – это не самый лучший вариант проведения свободного времени. Все—таки желательно, чтобы досуг ребенка был организован, конечно, без ущемления его свободы.

Чем же заняться детям на каникулах?
 Детский лагерь
Для некоторых подходящим вариантом станет детский лагерь дневного пребывания или центр развития. Детские лагеря обычно организовывают при школах во время каникул или при центрах детского творчества.  Под присмотром воспитателей или вожатых ребенок может находиться там до конца рабочего дня. Программа занятий лагеря или центра включает в себя различные мероприятия: походы в кино или театры, игры и конкурсы, занятия по интересам в кружках. Ребенок будет занят целый день полезными делами и общением со сверстниками. Если ребенок готов (а родители тем более), то можно купить путевку в летний оздоровительный или спортивный лагерь.

Занятия по увлечениям и необходимости
Многие спортивные секции не прекращают свою работу во время каникул. Если ребенок не посещал спортивные занятия, может быть, еще не поздно записать его в интересную ему секцию. Хотя бы пару раз в неделю часть дня он проведет с пользой для тела. Можно найти, если позволяет финансовая сторона, и частного учителя или репетитора. В результате этого можно немного уделить внимания школьной жизни – «подтянуть» математику, иностранный, а можно выбрать что-то для души – выучить основы игры на гитаре,  шахматы и пр.

Дни с родителями
Прекрасный вариант проведения некоторых дней каникул – совместные семейные походы в театр, музей, кино или на интересную выставку. Такие походы принесут массу впечатлений не только ребенку, но и взрослому, и станут настоящим событием в жизни семьи. После похода можно прогуляться по городу, обсудить увиденное. Можно посидеть в каком—нибудь кафе и полакомиться чем—то вкусненьким. Ребенок будет невероятно счастлив после интересно проведенного дня вместе с мамой или папой. Если в свободный день испортилась погода, то можно организовать интересное совместное проведение досуга и в стенах дома. Только не в виде валяния на диване, а более продуктивное и полезное. 1. Можно всем вместе приготовить завтрак/обед/ужин. 2. После приема пищи можно отлично развлечься с помощью настольных игр. Это могут быть игры интеллектуальные – шашки, шахматы (только их минус, что одновременно играть будут только 2 человека);  экономические – «Монополия», «Империал»; стратегические; развивающие – «Мемори», «Эрудит», «алиас» и др. Игру стоит выбирать согласно возрасту и увлечениям участников. 3. Если для семьи выходной не выходной без просмотра телевизора, то можно устроить семейный «кинозал», выбрать интересный для всех фильм или мультфильм. Посмотреть вместе. А потом обсудить его.

Солнце, воздух и вода…
Надо ли говорить о пользе прогулок и игр на свежем воздухе? Если погода располагает к прогулкам, отправляйтесь вместе на природу: в лес за грибами, в парк или сквер,
Активный отдых на свежем воздухе — самый полезный для здоровья.
Занятие на воздухе, при желании, можно найти всегда.

Путешествие во время каникул
Самый интересный (но и дорогой) вариант – туристическое путешествие на каникулах в другой город или страну. Некоторые успевают даже побывать на море. Однако желательно выбирать для поездки страны, климат которых не очень отличается от нашего. Иначе такая поездка вместо ожидаемых приятных впечатлений может причинить вред здоровью ребенка: ему придется дважды переживать периоды климатической адаптации. Есть немало интересных мест, куда стоило бы свозить ребенка на экскурсию, не выезжая за пределы родной страны.

Интеллектуальный отдых
Конечно, не надо забывать, что кроме активного отдыха и экскурсий, есть еще одно очень полезное занятие – чтение книг. К сожалению, современные дети читают все реже. А жаль, ведь книги дают пищу для ума, развивают речь. Постарайтесь показать ребенку все прелести чтения. Находите интересные книги, чтобы он увлекся самим процессом. Хоть многие родители и считают, что каникулы – это пора для отдыха и «ничегонеделания», стоит, все же, понемногу, но систематически уделять внимание пройденному в школе материалу, иначе за лето многое позабудется, и новый учебный год для ребенка может стать еще одним большим стрессом. Для этого есть специальные книги или тетради для самообразования во время каникул, есть дополнительный материал по темам основных предметов в школе.
Хорошо проведенные каникулы – это новые силы, новые впечатления. Если после каникул ребенку есть чем поделиться со сверстниками, показать или рассказать им, значит, он провел это время с пользой.
УДАЧИ ВАМ, РОДИТЕЛИ!

Чтобы ребенок любил читать. Советы психолога
Повторим еще раз мысль, что есть этап технического чтения, что называется «голый» навык и есть этап содержательного чтения, когда сразу ухватывается содержание текста. Первый этап удовольствия не приносит, и более того, если на нем застрять, то есть остаться больше положенного времени, то любовь к чтению становится проблематичной.
Готовых рецептов научить любить чтение, по-видимому, нет (а есть ли четкие рецепты как заставить полюбить себя, как человека равнодушного -превратить в любящего… Рецептов нет, а вот интуиция…. Впрочем, читайте хорошую художественную литературу).
Пока сообщу лишь несколько условий, чего ни в коем случае нельзя делать, когда ваш ребенок читать уже научился, но чтение у него еще только техническое - то есть сам еще читать не хочет и по настоящему (для себя, для удовольствия) даже и не может.
Чтение должно с самого начала соединяться только с чувством удовольствия. Никаких даже мыслей о репрессиях. Ни в коем случае не заставлять и не уговаривать – ах, прочитай еще хоть одну строчку. Придумывайте любые маневры, любые игры, но ребенок должен сам захотеть читать, хоть и не сразу понимает, о чем это он все- таки прочитал. ( О психологических маневрах позже).
Радуйтесь каждому прочитанному слову ребенка, понимая, что это действительно его маленькие победы.
Не привлекайте его внимание к ошибкам в чтении, постарайтесь их поправлять самым незаметным образом, а если можно обойтись без этого, то и вовсе не поправляйте.
Берите для первого чтения только подходящие книжки - яркие, с крупными буквами, где много картинок и самое главное, яркий сюжет, за которым интересно следить.
А теперь о маневрах - их великое множество, а вот что поможет вашему ребенку, выбирайте сами. Лучше конечно, придумать свой.

Метод Кассиля
Этот метод годится для ребенка, который читает уже достаточно свободно, но читать не любит, и фактически все равно находится на этапе продвинутого технического чтения. Выбирается интереснейший текст с ярким сюжетом и родитель читает ему, вдруг останавливаясь на самом интересном месте, а потом у отца (матери, у всех домашних) категорически уже нет времени на чтение ребенку. Ребенок без особого энтузиазма берется за книгу, в надежде, что все - таки кто-то сжалится, и прочитает ему, убили все- таки или нет главного героя. Домашние тут же расхваливают ребенка за желание читать, и читают все - таки с ним с ним вместе - строчку ты, две строчки я. И так далее. Навык из технического по мере укрепления переходит в содержательныйМетод Искры Даунис (детского психолога)
Однажды ребенок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что его любит и хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там то. Подарок в нужном месте находится. Ребенок подозревает игру, но очень все же радуется. На следующее утро еще одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются. С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее. Навык становится содержательным, а у ребенка с чтением связывается чувство удовольствия и радости.
Метод древнего народа (который еще называют Народом Книги) Ребенку разрешают читать, только когда он хорошо себя ведет и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек (или даже полстранички), но даже пекут специальное печенье в виде книжечки, которое ребенок получает в ознаменование радостного момента. Чтение - радость и праздник. И это ребенок должен знать каждый раз, когда берется за книгу. Если ребенок плохо себя ведет, книгу читать нельзя. Правда, родился этот метод, когда дети начинали читать Книгу (священную книгу).

Метод неграмотной татарской женщины
Это длинная история о том, как в классе для особо одаренных детей был замечательно одаренный ребенок, мать которого плохо говорила по-русски (а насчет читать я просто и не знаю). Знаю только, что ей на центральном телеграфе доверяли только перевязывать бечевкой бандероли, все остальное считалось уже работой, требующей уже более высокой квалификации, чем была у нее.
Мальчик в четыре года освоил буквы, но читал, естественно, плохо и только для публики. У этой неграмотной мамы была, видимо, фантастическая интуиция. Судите сами. Жили они в коммуналке и к ним забежала соседка - баба Катя. И мальчик - Диан, решил похвалиться ей, что уже умеет читать. Начал читать и естественно, плохо и с ошибками. Баба Катя решила повоспитытать соседского мальчика, - ты чего говоришь, что уже умеешь читать? Научись как следует, тогда и хвались.
Что тут стало с матерью! Зачем ты обижаешь моего ребенка - бросилась защищать сына неграмотная мать. Он только начал читать. А ты ему аппетит к чтению портишь  (так и сказала!) И через несколько лет ее черные глаза при рассказе светились негодованием. - Я ее выгнала - рассказывала она - и сказала этой бабе Кате - не умеешь с ребенком – не ходи сюда. И два года не ходила она ко мне»
Дальше - больше. Мать зарабатывает очень мало и естественно, сидят, чуть ли не на одной картошке. Так вот, она каждый день просила сына помочь ей – когда она чистит картошку, что-нибудь почитать ей. Тогда - объясняла она сыну - ручки меньше болят. Сын охотно соглашался. И вот мать идет чистить картошку, а сын садится на маленькую табуреточку и читает. Плохо еще читает и видит слезы у матери, - ты чего мама, плачешь?
- Я вот сынок, неграмотна, а ты будешь, ученый и много книжек прочитаешь.
- Да, мама. Я буду ученым.
И так три раза в день. И каждый раз спрашивал мать, когда пойдем картошку чистить, когда я буду читать, чтобы у тебя ручки не болели. В пять лет они пошли в областную детскую библиотеку. А сейчас сын стал очень хорошим математиком. А как эта неграмотная женщина развивала у него ярчайшие математические способности - это уже отдельная история.


Чтобы ребенок любил читать. Советы библиотекаря 
Людмила Лукзен
Мнение психологов: привить любовь к книге и чтению возможно только до 9 лет. Позже это сделать очень трудно, а подчас и практически невозможно. Так что основная задача по воспитанию читателей ложится на плечи родителей, которые, в идеале, должны опираться в этой работе на помощь детских библиотек. Ведь все родители мечтают видеть своих детей здоровыми, счастливыми. И все они, без исключения, хотят научить своего ребенка тому, как добиться успеха. А для этого, прежде всего, он должен научиться писать и читать.
И процесс этот начинается в семье, а не в школе, как принято считать. Занятия в школе – лишь обучение чтению и письму. Мы же говорим о любви к книге, об удовольствии от процесса чтения, о привычке быть постоянно с книгой и невозможности существовать без нее. И это –не прерогатива школы, а абсолютно «семейное» дело. Именно родители рассказывают детям истории на ночь и отвечают на многочисленные «почему?» Только родители проводят со своим ребенком дождливое утро в библиотеке, вместе с ним рассматривая и выбирая книги.
«Я хочу мороженое (шоколадку, игрушку т.д.), – говорит ваш ребенок именно ВАМ, когда вы идете с ним за покупками. То есть именно к родителям, как самым близким и авторитетным (пока еще) для них людям, обращаются малыши за советом, помощью, с просьбой. Поэтому ранний возраст – самое благодатное время для того, чтобы развить в своем ребенке любовь к книге и чтению.Как это сделать? Вот несколько полезных и интересных идей.
Для начала ответы на вопросы, которые часто возникают у родителей.
Когда читать?
- как только ребенок родится;
- выделять несколько минут, но каждый день;
- выбирать время, когда ребенок в хорошем расположении духа;
- приучать ребенка «ждать» время для чтения;
- читать в любом месте;
- утешать ребенка, показав красивую книжку, когда он плачет или капризничает.
Как читать?
- выбирать удобное и уютное место;
- читать малышу наизусть стишки, которые вам самим запомнились с детства;
- находить книги, которые можно дать ребенку подержать в руках;
- рассматривать книжки и картинки;
- читать с «выражением»;
- давать возможность ребенку самому «выбрать» книгу;
- перечитывать любимые книги.
А теперь более подробно по некоторым наиболее важным советам от библиотекарей и психологов о том, как привить ребенку любовь к чтению.
1.РАЗГОВАРИВАЙТЕ, ПОЙТЕ И ИГРАЙТЕ С РЕБЕНКОМ
Малыши с наслаждением слушают вашу речь: когда купаются и одеваются, кушают или засыпают, вечером и на рассвете. Поэтому, подрастая, ребенок, с которым постоянно разговаривали, начинает быстрее понимать и воспроизводить все слова, услышанные тогда, когда (как казалось вам) он еще ничего не понимал. Он уже полюбил песенки и стихи. Он уже не может обойтись без ваших рассказов и совместных игр. Говорите с ним обо всех простых для вас, но очень важных для ребенка, делах, которые вы делаете каждый день вместе. Комментируйте свои действия: «Моем ручки», «садимся на стул», описывайте то, что видите – так вы готовите внимательного слушателя.
2. ВЫДЕЛЯЙТЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ЧТЕНИЯ КАЖДЫЙ ДЕНЬ
Начинать читать надо с первых месяцев жизни. Читая малышу, вы как бы расширяете его мир, помогаете ему получать удовольствие от чтения, пополняете запас его знаний и словарный запас. Ребенок учится слушать книгу, переворачивать страницы, водить пальчиком слева направо, запоминает слова, которые видит и слышит. Малыши обожают регулярное (а не от случая к случаю) чтение с родителями! Выбирайте небольшой промежуток времени, когда вы можете расслабиться и не торопиться – перед сном, или когда у вас перерыв в домашних хлопотах.
Не забывайте, что ребенку могут почитать дедушка с бабушкой, старшие брат или сестра, любой член семьи. Приходите в библиотеку, где ему могут почитать более взрослые читатели. Все время обращайтесь к книге и чтению. Купите несколько книг домой, чтобы ваш малыш мог с ними возиться.
3. ВЫБИРАЙТЕ КНИГИ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ
Читая с ребенком вместе постоянно, вы обязательно заметите, какие книги ему нравятся больше, какие он лучше понимает. Прибегайте к помощи библиотеки и библиотекаря в выборе книг, похожих на эти. Ведь именно в библиотеке есть книги для любого возраста и уровня развития. Кроме того, профессионалам легче найти такие книги, чем вам самим.
Не считайте, что все необходимые ребенку книги есть у вас дома – это ошибка многих читающих родителей. И не только потому, что домашние библиотеки не могут быть разнообразнее публичных. Вашего ребенка просто может вдохновлять пример других читающих детей. Как их много, и сколько книг! Это очень важно для формирования маленького читателя, который воспитывается на подражании. Другие читатели как бы передают эстафету вашему ребенку. Это поможет ему привыкнуть к разнообразию книг, к читательскому поведению детей и взрослых и обязательно скажется на дальнейшей жизни, учебе, подготовит к обучению в школе. Мир книг и библиотека не будет для него неведомой страной. «Как много интересных книг, и все их можно прочитать самому». Так появляется стимул к чтению.
4. ОКРУЖИТЕ РЕБЕНКА МАТЕРИАЛАМИ ДЛЯ ЧТЕНИЯ
Не только книги из библиотеки должны быть у ребенка. Обязательно должны быть и свои собственные. Какие? Прежде всего, те, в которых он сможет не только почитать, но и раскрасить картинку, что-то самостоятельно вырезать или смастерить, сделать запись. Таких книг много, и они для сугубо индивидуального пользования.
Можно мастерить и самодельные книги. Помогите своему малышу склеить, подписать или сшить свою собственную книжку с рисунками, фотографиями и другими интересными вещами. Вы можете помочь ребенку записать текст, который он хочет поместить в своей книжечке. Одобряйте, воодушевляйте и поощряйте эту работу малыша, равно как и чтение его «собственных» книг всем членам семьи.
5. МЕДЛЕННО И С УДОВОЛЬСТВИЕМ
Не так важно, что вы читаете, но как вы читаете! Когда читаете быстро и монотонно, ребенок быстро теряет интерес. Читайте эмоционально, получая удовольствие от чтения сами. Будьте актерами, (вспомните о нереализованных мечтах стать « Звездой экрана»!) Пытайтесь читать разными голосами за разных героев, передавая их характер. Вашему малышу это понравится! Читайте, перебивая чтение разговорными, паузами, рассматриванием картинок в книге. Это даст малышу время вдуматься в то, что он слышит, «переварить» прочитанное, понять события и характеры героев.
Обязательно задавайте вопросы сами и отвечайте на те, что возникнут у малыша, выслушивайте, как он сам рассказывает и передает свои впечатления от прочитанного. Присматривайтесь во время чтения к ребенку. Иногда он явно не хочет прерывать чтение, особенно если история незнакомая, и он слышит ее впервые. Иногда он захочет сначала рассмотреть картинки, расспросить вас, о чем книга. Будьте снисходительны и не останавливайте его. Чтение должно быть удовольствием! Помните, чтение книг – это грандиозная репетиция и предопределение будущего отношения к учебе.
6. ЧИТАЙТЕ СНОВА И СНОВА
Как известно, дети часто любят слушать одни и те же истории. Они заставляют вас читать уже навязшие на зубах книги снова и снова. А на ваше предложение почитать или рассказать что-нибудь новенькое, часто отвечают отказом. Что делать в таком случае? Посмотрите в заголовок этого совета! Да- да! Читайте именно то, что он просит. Это не каприз. Ребенок желает разобраться в книге глубже, процесс познания ее происходит медленнее, он получает от чтения удовольствие. Не лишайте его всего этого. Ведь идет подготовка к будущему вдумчивому и внимательному чтению, воспитание полноценного восприятия книги. Вам тяжело по двадцатому разу перечитывать «Машеньку и медведя»? Привлеките к процессу всех членов семьи. Дайте самому ребенку возможность погордиться собой и изобразить, что он сам эту книжку «читает». Припоминаю, как моя старшая дочь (учившаяся позже в физико-математическом классе) доставала всех книгой «Приключения Кубарика и Томатика, или Веселая математика», а младшая – «Золушкой». Причем, реакция на пропущенный (в целях экономии времени) отрывок, была мгновенной. Так что, если книга вызывает удовольствие ребенка, и он обращается к ней постоянно, читайте ему ее столько раз, сколько ребенку этого хочется.
7. ЧИТАЙТЕ ВЕЗДЕ И ВСЕГДА
Читать можно везде и всегда: на прогулке, на пляже, в поездке, ожидая приема у врача. Пусть в вашей сумке с детскими принадлежностями, игрушками, бутылочками и сосками обязательно лежит книга.
Когда ваш ребенок научится различать буквы и читать по слогам, поощряйте чтение вывесок,
8. НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ
Никогда не усаживайте за чтение (с родителями или самостоятельно), если малыш этого не хочет. Это один из самых действенных способов убить у него интерес к чтению и книге. Не хочет – оставьте его в покое или заинтересуйте чтением. Чтение из-под палки – путь к нечтению вообще. И если ваш уже выросший ребенок, школьник, читает только комиксы или примитивные издания – воздержитесь от критики. Помните: он читает! Ищите позитивные и эффективные пути продвижения к его душе более интересных и более значимых книг. Выбирайте самые популярные в детской среде темы и книги (вам на помощь всегда придут библиотекари) и приготовьтесь к долгому пути поиска любимых книг, интересных тем и авторов.
9. ПОКАЗЫВАЙТЕ РЕБЕНКУ СВОЮ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ В ЕГО ЧТЕНИИ
Нет ничего важнее для воспитания читателя, чем воспитание в ребенке любви к чтению. Будьте Великими Проводниками в мир книг, а не Великими Погонщиками и Оценщиками того, что и как читает ваш ребенок.
Когда ваш ребенок научится читать сам, просите его почитать вам. Не урок, заданный в школе, а просто хорошую историю, пока вы что-то делаете руками, на кухне, например. Если ребенок делает ошибки при чтении, то, когда ошибка не имеет значения для восприятия текста – не перебивайте его сразу, не дайте ему потерять увлеченности историей, которую ОН, преисполненный важности, читает ВАМ. Можно вернуться и прочитать слово правильно и позже.
Дайте ему уверенность в том, что вам интересно и полезно его чтение. Никогда не показывайте, что вы слушаете его по необходимости или проверяя задание. Поощряйте его чтение вслух: газеты, журнала, истории, сказки. Вам некогда почитать, и он это делает для вас. Нет лучшего способа поощрить чтение! Обсудите прочитанное, удивитесь, обрадуйтесь, ужаснитесь вместе с ним.
Все это не сложно. И если вы последуете нашим советам, то, незаметно для себя, воспитаете Настоящего Читателя. Вашему ребенку будет намного легче учиться. Он будет знать, чем занять свободное время. Он с легкостью будет находить и творчески перерабатывать любую информацию. И это обязательно приведет его к успеху!


Советы библиотекаря родителям
«Мама, давай  почитаем  вместе!»
С раннего детства книга живет рядом с ребенком. Как много нового узнает он из книг!
Они расширяют кругозор, учат мыслить, анализировать,
образно и правильно говорить.   
Книги вводят ребенка в большой мир человечества. Вспомните своё детство: как  путешествовали с героями книг Жюля Верна, увлекались похождениями Тома Сойера и барона Мюнхаузена, восхищались благородством Тимура и его боевой команды.
Книги учили нас понимать добро и ненавидеть зло. 
Сегодня также, несмотря на новейшие компьютеры и другие источники знания, никто не станет возражать против полезности чтения. Но между тем, большинство родителей считает, что любовь к чтению придет сама. А  это далеко не так. Нужны ориентиры, которые показали бы дорогу к книжным богатствам, чутко и заинтересованно руководили чтением  ребенка. И здесь  вы, родители, можете сделать многое.  
Детские и школьные библиотеки, учителя постоянно решают проблему привлечения каждого ребенка к чтению, воспитывают читательскую культуру. Однако, существует немалый процент школьников, которые вовсе не любят читать. Где таятся неиспользованные ресурсы воспитания читателей?  В семье!
Совет  первый. Нужно читать вместе с ребятами. Брать книжку, садится рядышком и читать вслух. И никто не придумал еще более верного пути, чтобы узнать читательские вкусы ваших детей, понять, о чем они думают и мечтают.   У каждого ребенка любая прочитанная книга вызывает море мыслей, вопросов, желаний. И когда вы присоединяетесь к ним с книгой в руках, вы делаете это для того, чтобы разобраться в детских мыслях, ответить на  вопросы, узнать желания. И надо отметить, что большим ребятам это еще нужнее, чем маленьким. А для родителей откровенность сына или дочери, вызванная книгой, просто бесценна. Начните вместе читать, и по тому, в каких местах  ваши дети будут  волноваться, каким героям сочувствовать,  какие  слова  запоминать, вы безошибочно поймете, какой  человек у вас растет.    Не надо читать все книги подряд.  На это и времени не хватит. Выбирайте ваши любимые, которыми и вы дорожили в детстве. И, конечно, первыми читайте самые интересные. Это настоящая, глубокая родительская радость – взять малыша на колени, прижать к себе и тихонько говорить ему добрые слова Маршака:                                 
Эту сказку ты прочтешь                                  
Тихо, тихо, тихо…                                   
Жили–были серый еж                                  
И его ежиха… 
Или вдруг взять и прочитать почти взрослой  пятнадцатилетней дочери старую сказку «О калошах счастья»  и порадоваться, как умно засветятся ее глаза.  
Совет второй. Постарайтесь выяснить, прочитал ли ваш подрастающий читатель книгу на самом деле. Или, может быть, он просто посмотрел картинки. Задайте ему осторожные вопросы. И увидите, что ваш постоянный интерес, сделает  свое дело.  Кстати, чем старше ребенок, тем сложнее и  труднее говорить с ним о прочитанном.  В беседе с 11-12-летним мало проверить, понял ли он прямой  смысл прочитанного. В этом возрасте уже нужно научиться  понимать и оценивать литературные произведения для того,  чтобы суметь оценить и понять окружающую жизнь, самого  себя. В конечном счете, это и есть главная задача любой  работы с книгой. Но не допускайте того, чтобы ваши домашние беседы о книгах превратились в допросы с пристрастием.      Еще одна цель таких книжных разговоров  – развитие речи, логического мышления. Не беда, что в первый раз он будет говорить несвязно и  невнятно. И во второй раз – тоже. Не смейтесь. Не критикуйте. В двадцать пятый раз скажет лучше,  а через два года – совсем хорошо.
Совет третий. Даже если ребята любят читать, еще больше они любят  слушать. А родители любят рассказывать: о себе, о своем детстве, о своих знакомых, о том, что произошло интересного  на свете. Просто – о жизни. А от жизни можно перейти к  книгам, сравнивая, проводя параллели. Не бойтесь говорить о взрослых книгах, которые  пока  недоступны и сложны  детям. Когда они вырастут, то прочтут их сами.  Но, может быть, любимыми они станут для них сейчас,  в вашем добром пересказе.  Если у  родителей не хватает  знаний и умений, но они хотят увлечь детей книгой, вспомните про библиотеку.  В детской библиотеке ребенок попадает в особый мир, отличный от повседневного быта. Доброжелательность, красочность выставок, тихие разговоры  о прочитанном  - все это настраивает на серьезный, душевный лад. Необходимо, чтобы первое посещение библиотеки ребенок воспринял, как праздник. А потом также необходимо родителям регулярно бывать с ним  на абонементе, где выдают книги на дом,  в читальном зале, участвовать в библиотечных мероприятиях.
Дружите с книгой, и вам никогда не будет скучно.
Без книг людям не обойтись! Пройдут годы, и регулярное посещение библиотеки воспитает у ребенка сознательное стремление к самообразованию, он вырастет образованным, интеллигентным, умеющим ориентироваться  не только в  море информации, но и в океане жизни. А это очень важно: ведь нашим детям предстоит жить в еще более динамичном  и напряженном мире, чем тот, в котором живем мы.
 ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХА!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  В копилку библиотеки. Библиотекарь Козловской сельской библиотеки приняла участие в онлайн акциях и викторинах, организованных Российским...