В
2018 году Беларусь отмечает печальную и знаковую дату – 75 лет со дня трагедии
деревни Хатынь. Сколько бы лет ни прошло со дня Хатынской трагедии, для
белорусского народа память о ней всегда будет священна. Пламя Хатыни обжигает
наши сердца, напоминая о том, что нужно беречь мир и покой на родной земле.
В Козловской сельской библиотеке прошёл час
истории «Хатынь. Трагедия. Память». Ребята узнали об истории возникновения
деревни Хатынь и той ужасной трагедии, которая постигла жителей деревни.
Слушайте,
люди! К вашим сердцам обращаются колокола Хатыни. С гневом и болью рассказывают
Они о трагедии этой деревни.
Ни на одной самой подробной географической
карте вы не найдете сегодня этой белорусской деревни. Она была уничтожена
фашистскими карателями весной 1943 года.
Это была небольшая белорусская деревня в
двадцать шесть домов, прикрытая от ветров белоствольными березами и
вознесшимися вверх соснами, уютная и компактная, с журавлями над колодцами
возле хат, с густыми кустами сирени в палисадниках. Её мужчины пахали поля и косили
травы, женщины растили детей и доили коров.
Найпервейшей гордостью хатынцев был лён.
Зацветает он ; бывало голубыми озерами, колышется, с небосводом сливается. А
когда созреет волокнистый, шелковистый, - медные коробочки – бубенцы долу
клонятся, звенят. Ах, до чего же хорош был лён.
Да разве одними льноводами славилась Хатынь.
Здесь были и знаменитые доярки; пчеловоды, кузнецы и трактористы. Самым
прославленным был кузнец Антон Аскевич. Его считали настоящим волшебником.
Возьмет в руки прут железный - катится подкова, серебряным полумесяцем блестит
серп назубренный. Вот такие умельцы ковали счастье в Хатыни.
Тогда не новинками были в хате радио, газета,
книга, электрический свет. Город со своим бытом, со своей культурой, наукой и
музыкой, как говорится, пришел в Хатынь.
И в то горькое лето дружно роились пчелы,
наливались колосья в поле, густые травы шумели в лугах. Радостью наполнились
сердца хлеборобов и вдруг, огнем и дымом дохнул, железом и свинцом хлестнул,
тротилом и порохом взрывался июнь 1941 года. Война!
Встретили хатынцы в своем лесу зверей, которых здесь никогда и
не было, и которых война выгнала из родных лесов. «Все живьё убегает от зверей
- фашистов - подумали хатынцы. Может и нам доведется скоро податься в другие
места. А может не придет сюда война? Может, обломает свои железные зубы на
границе, может, разобьет свой железный лоб о каменные громады Минска? Может, не
постигнет нас участь беженцев?»
Из белого облака вынырнул вражеский самолет,
полоснул из пулемета, грохнул бомбами по дороге. Упал в придорожную дорогу
косырь. Перенесли его на луг, положили под луговой осиной. Человек умирал.
Отступили
солдаты . А в лесах создавались партизанские отряды. И хатынцы помогали
партизанам одеться, обуться , прокормиться. Оккупанты очень боялись партизан. И
не зря, те нападали на них и днем и ночью. Бьют из засад, жизни не дают,
народные мстители фашистам. Каждый куст, каждое дерево стреляет. Вот и
приказали: спилить деревья, вырубить кусты на двести метров от дороги. Будто
это спасет!
Рубанули партизаны в то утро по фашистам. Те
ехали грабить, добро людское хватать. А тут из лесу партизаны. Когда стрельба
стихла гитлеровцы к лесорубам. «Всех перестреляем.» А ехали каратели в Хатынь
грабить. А было это 22 марта 1943 года. Запомните эту дату!!!
Некогда еще не было жителям Хатыни, как в то
мартовское утро.«Что-то у меня душа не на месте, - говорит сосед старый Карабан
.Не доброе чует душа. Слышите, собака воет? А ещё, гляньте: кота нет в хате. Не
добрый знак. Быть какой-то беде. От нее кот удрал »
А у него, у деда Андрея, в хлеву все утро
мычит и мычит корова, словно бы удрать хочет. Ой, дурной знак. Скотина она
чует.
Прогудела
стылая дорога. Налетели , нахлынули каратели. Все люди были в деревни, не
успели еще разойтись по делам, когда в Хатынь ворвались на машинах около
трехсот карателей. Командовал ими лютый палач Дирлевангер, давно уже купанный в
людской крови, умывшийся слезами вдов и сирот, девчат и матерей.
Он приказал всех хатынцев выгнать из хат на
улицу. Солдаты в каждую щель, в каждый закуток заглянули, всех гнали на улицу :
мужчин, стариков, женщин, детишек, больных и слабых старух. Кто успел обуться,
а кто и босиком. Тех у кого старость или болезнь отняли ноги, вели под руки ; а
тех кто ещё не научился ходить , несли на руках.
И куда же нас гонят? Что эти злодеи с нами
сделают. Уже всех в одну толпу собрали, Всех загоняют в сарай. Сожгут нас в
этом овине! Боже милостивый, сжалься, пощади! Ой , беда! Невыносимой болью
полоснул этот крик по сердцу молодой матери. Она все прижимала к себе сыночка,
платком его прикрывала, будто платок мог заслонить его, маленького, слабенького
от смерти. «Неужели и его, моего жавороночка не пожалеете? », - думала в отчаянии
мать.
Нет,
никто не придет, не спасет маленького. Сама спасай, ты - мать! И она стала
потихоньку пробираться к заборам. А может, выберемся, уйдем от беды, и она
прижала маленького к груди, бросилась бежать. Вдогонку за ней - рослый солдат.
Схватил, поволок, толкнул, а самую гущу толпы.
Когда каратели направились к хате Ивана
Ясжевича , его восьмилетняя дочь Лена, выскочила через окно во двор и побежала
в лес; чтобы разыскать отца. Вот и лес рядом. И тут-то её заметили каратели,
они стали стрелять в девочку. А она, верткая, резвая, как ласточка, то за
кустиком скроется, то в борозду упадет - никак в неё не попасть. Тут один
бросился за Леной.
Куда было тягаться малышке с этой верзилой.
Догнал, выстрелил.
Загнали всех в овин. Здесь и Иосиф Барановский
и его восемь детей льнут к отцу. Спасите, не дай погибнуть. И вдруг жуткий крик
.-«Горим!» Пламя пролезало, проточило соломенную крышу. Люди бросились к
воротам. Затрещали ворота , распахнулись. Свежем ветром дохнуло в овин,
свинцовым ливнем хлестануло. Люди назад ринулись в овин, на них падала горящая
солома, жерди. Трещат волосы, дымится одежда.
Догорала
жизнь Хатыни, догорали жизни людей, догорала их доля, их песня, их мечты и
надежды. Занялась вся Хатынь. Пожар сметал, заглатывал все живое и неживое.
День и ночь горела Хатынь.
Сто
сорок девять живых душ сожрало лютое пламя. Сто сорок девять живых сердец
поглотил лютый пожар. Там где был овин, меж головешек в серой зале чернели
обгоревшие кости. Зола и пепел. Головешки и пепел. Ещё и на завтра, и на третий
день на остывшим пепелищем стоял густой , тяжелый запах. Из мертвых воскрес
Иосиф Каменский. Отнесли его к леснику. Нежилец на белом свете человек. Спасу!
Буду жить - сказала Мария Анисимова, местный врач, и спасла. Вернула его к
жизни! А ещё кто остался в живых, кто, спася в то кровавое, обоженное
мартовское утро.
Витя Желобокович. Семь лет. Когда распахнулись
ворота , он бросился бежать . Следом мать. Скосили, бросили наземь пули
женщину. Падая, она своим телом заслонила сына. Фашисты думали убиты. А Витя,
раненный в руку тихо лежал возле безмолвной, мертвой матери. Так она дважды
дала сыну жизнь.
Антосик Барановский. Двенадцать лет; ранет в
обе ноги, когда убегал из огненного ада. Потихоньку он пополз, пока сугроб у
забора не скрыл его. Там подобрали его добрые люди., вылечили.
Володя Яскевич. Тринадцать лет. Когда
гитлеровцы стали сгонять людей в овин, он выскочил со двора, выбежал в поле.
Его заметили, пуля просвистела над головой, а он в яму. Там был раньше
картофель. Володя, затаившись сидел в яме, когда все стихло, бросился в Хатынь.
Деревня вся в огне. Ни живой единой души. Где искать родных?
Саша
Желобокович. Двенадцать лет. Спасла его от смерти лошадь, не дала сгореть в
овине. Когда он увидел фашистов во дворе стояла запряженная лошадь. Заберут бандиты!
А как без лошади? Отец сказал: садись скорее сын и гони к тетке в Замостье. Там
меня жди. Рад мальчишка «Не досталась фашистам лошадь! А что же отца так долго
нет?» Но ни одной живой души не осталось в Хатыни. Всех пеплом развеяли, дымом
пустили по белому свету.
Никто
не вернулся в Хатынь. Некому было её восстанавливать. Не стало 149 хатынцев, 75
из них детей. 186 белорусских деревень были сожжены гитлеровцами вместе с
жителями и уже не воскресли. Горстями песка и золы легли они в урны
единственного в мире Кладбища деревень в хатынском мемориале.
Информацию
об истории создания мемориального комплекса «Хатынь», впечатляющего
архитектурно-художественного сооружения, присутствующие услышали,
совершив виртуальную экскурсию. (
просмотр слайдов)
К
мероприятию была организована тематическая полка «Хатынь – 75 лет со дня
трагедии», на которой представлена
литература о судьбе «огненных деревень».
Библиотекарь
рассказала ребятам об одной из 186–ти сожжённых деревень - Ола, расположенной
недалеко от аг.Козловка.
Почти
две тысячи стариков, женщин, подростков и детей, заживо сожженных или погибших
под пулями карателей 14 января 1944 года. Ола — это 12 Хатыней.
Читаем
статью И.Котлярова в газете «Советская Белоруссия» №224 от 25.11.2014г.
«…У
каждого белорусского городка, поселка или села свой обвинительный счет к
Великой Отечественной войне. Читаю и перечитываю один из документов,
составленный командиром Паричского партизанского отряда имени Кирова Макаром
Каковкой, майором Рублевым, капитаном Хоперским и другими.
Вот
такой обвинительный акт. Он касается Паричей и ближайшего колхоза «Октябрь».
Мне остается только уточнить, что, читая документальный в своей основе роман
Николая Чергинца «Операция «Кровь», встретил в нем упоминание и об этих трех
тысячах собранных в Паричах детишках. Да, все они тоже понадобились фашистам
для безжалостного выкачивания донорской крови...
Но
вернемся к обвинительному акту. Подобное описание можно было бы составить о
любом населенном пункте тогда Паричского, а теперь Светлогорского района. В
ноябре 1943–го в деревне Малимоны фашисты убили и сожгли 118 сельчан, в деревне
Хутор — 98. О жертвах оккупантов напоминают обелиски в Давыдовке, Печищах,
Высоком Полку...
Деревню
Олу, как мы уже знаем, сожгли вместе с жителями. Всю, дотла. Не пощадили и
младенцев. 950 детских душ уничтожили... В 1941 году в деревне насчитывалось 34
двора, проживали 168 человек. Здесь находился Шатилковский лесоучасток, была
начальная школа, которую накануне войны окончили 35 учеников...
После
Великой Отечественной войны там, где была деревня, остались пепелища, а на
окраине — общая могила, отмеченная теперь памятным камнем и Поклонным крестом,
— немая свидетельница трагедии, случившейся 14 января 1944 года.
Именно
в этот день в 6 часов утра деревню со всех сторон окружил немецкий карательный
отряд. Под предупреждающие выстрелы и подгоняющий лай собак всех, будто бы для
регистрации, согнали в большой колхозный сарай. Пытавшиеся бежать падали,
скошенные автоматными очередями. Тех, кто прятался в землянках и ямах, находили
собаки. Из сарая забирали отдельными группами, заявляя при этом, что будут
автомашинами отвозить в тыл, а отводили в другой конец деревни, заталкивали в
дома, которые обливали горючей жидкостью и поджигали.
Сельчане
гибли от огня и взрывов гранат, летящих в окна и двери. Стариков и детей живыми
бросали в огонь, а тех, кто выбегал из пламени, убивали. Спастись из этого
фашистского ада не удалось почти никому. Среди тех, кому посчастливилось, —
Ольга Курлович с малолетним сыном, притворившаяся мертвой меж трупов, и Артем
Устименко, который за несколько минут до расправы через потайной ход, что вел с
печи на потолок, вылез во двор и дополз до леса. Его хата стояла у самого
сосняка, и ему удалось выбраться из деревни.
—
В моей памяти, — рассказывал он, — и теперь стоит жуткий плач женщин и детей,
погибающих в огне.
Артем
Устименко был приглашен свидетелем в Брянск, где судили военных преступников за
все, что произошло в Оле. Еще один свидетель тех трагических событий — Гавриил
Кондратьевич Зыкун:
—
Так случилось, что за два часа до прихода карателей я с маленькой дочкой пошел
в лес. Вернулся через несколько дней, когда здесь уже были советские войска.
Страшная картина открылась перед глазами. Все хаты сожжены. На пепелищах —
обгорелые кости, во дворах, в огородах, за деревней — убитые. Много трупов
около сожженного колхозного сарая. Перед тем как уйти из уничтоженной деревни,
захватчики глумились над убитыми. Бросали трупы в колодец, в ямы, обливали
бензином, жгли. Кое–где прикрывали все снегом...
Советские
воины похоронили убитых в братской могиле. Бывший офицер 48–й армии московский
писатель Сергей Михайлович Голицын рассказывал:
—
В начале 1944 года мы прокладывали дорогу–гать в полосе наступления 48–й армии.
Ко мне прибежали солдаты: «Скорее, скорее!..» Я был потрясен: груда сожженных
людей. Кинулись в глаза лапти да онучи на чудом уцелевших ножках обгорелого
мальчика лет шести. И потом, в книге «Сказания о белых камнях» я вспомнил эти
детские ножки, описывая события 6 и 8 февраля 1238 года, когда русский город
Владимир был уничтожен завоевателями. Оккупацию Белоруссии немецко–фашистскими
захватчиками сравнил, таким образом, с татарским нашествием, трагедию Олы — с
трагедией Владимира...
В
деревне Антоновка Жлобинского района жила чудом спасшаяся Татьяна Емельяновна
Ярошевич.
—
Собиралась идти за картошкой, — вспоминала она, — а фашисты нас к тому времени
окружили. Вернули назад, но никто не знал, что будет потом. Людей повыгоняли из
хат. Тех, кто хотел взять одежду, били прикладами по головам. Заперли нас в
сарае. Оттуда уже забирали группами в дома. Вскоре мы ощутили запах дыма.
Мужики закричали: «Палят!» — и бросились убегать. Жены с детьми их не пускали,
боялись... Как сейчас помню, стояла я за мамой и сестрой. А я тогда малая была,
несмышленая. Увидела, что брат хочет бежать, и пошла за ним. Повсюду лежало
много убитых. Фашисты стреляли по людям из пулеметов. Нам удалось вырваться, но
брата настигла пуля. А на меня немцы спустили собак. Каким–то чудом я убежала и
еще долго ходила по лесу, сама не знаю где. Вышла на какой–то стог сена,
зашилась в него. Правда, пальцы ног обморозила. Заметила на земле провод,
решила идти по нему. Он привел меня к немцам. Пришлось возвращаться обратно.
Так забрела в Чирковичи...
Почти
все родственники Татьяны Емельяновны погибли в Оле. Радовалась, когда
журналисты помогли ей спустя много лет доехать в бывшую деревню и поклониться
братской могиле.
В
семейном альбоме моего давно ушедшего друга, инвалида первой группы Всеволода
Мигая, в котором он собирал воспоминания участников Великой Отечественной войны
и чью книгу «Березина в огне» мне уже после его смерти довелось готовить к
печати, есть и запись воспоминаний бывшего жителя Олы Тараса Колеснева,
поселившегося в деревне Коротковичи. Вот она: «Меня ранило в голову. Истекая
кровью, неподвижно лежу в снегу и вижу такое. Вот ведут очередную группу моих
односельчан, человек 40. Среди них узнаю жену и детей. Она с младшим сыном идет
сзади, оглядывается, меня, наверное, ищет... В метрах двадцати на кургане стоит
низенький толстый офицер. Он снова выкрикнул то, что и в прошлый раз, когда
вели меня. Конвойные бросились в стороны от людей и упали в снег. Офицер размахнулся
и швырнул гранату в самую гущу людей. Затем вели следующую группу. От нее
отделилась женщина в фуфайке и большом клетчатом платке, пошла к толстому
офицеру. Автоматчик следовал за ней.
Я
расслышал ее громкую просьбу. Женщина просила разрешения сгореть в своей хате.
Это была Аксинья Тимофеевна Курлович, жена бухгалтера колхоза. Ее хату,
напротив которой стоял офицер, уже облизывали языки пламени. Под дружный хохот
фашистов женщина повернулась и твердым шагом пошла к своей горящей хате.
—
Бабушка Александра, береги дочушек и, когда вернется Саша, притули его! — на
ходу крикнула она старухе–соседке Александре Семеновне Дикун.
Наивно
думала, что фашисты не тронут 110–летнюю старуху и маленьких детей.
За
Аксиньей Тимофеевной бежал фашист с большим баллоном за спиной. На ходу из
пульверизатора опрыскивал ее бензином. На пороге женщина вспыхнула факелом и
скрылась за дверью...»
Ола
— самая трагическая деревня Беларуси. Это 12 Хатыней! И сгоревших судеб здесь
около двух тысяч. Пока безымянных. Но если не всех, то многих еще можно назвать
и увековечить хотя бы упоминанием. А мужественно сгоревшая в своем доме Аксинья
Тимофеевна Курлович заслуживает отдельного памятника не меньше, чем Иосиф
Каминский в Хатыни.
Лишь
недавно наконец–то благодаря энтузиазму Светлогорского районного
исполнительного комитета и руководителей некоторых местных предприятий
появилась аллея и проложена дорога, ведущая не только к памятному камню и
Поклонному кресту, но, хочется верить, и к будущему мемориалу…»

Один
из вариантов эскизного проекта мемориала «Ола» (автор Марина Быкова)
Начальное предложение о возведения мемориального
ансамбля, посвященного сожженной фашистами 14 января 1944 года деревни Ола,
куда в ожидании наступающей Советской Армии собрались сельчане из соседних
Здудичей, Чирковичей, Рудни, Искры Светлогорского района и жители семи деревень
Жлобинского района: Мормали, Дубравы, Залесья, Восхода, Бородков, Красновки и
Коротковичей, принадлежит Виктору
Григорьевичу Мураль. Именно он прошёл все инстанции до создания данного
эскизного проекта. Теперь, когда его не стало, продолжая начатое Виктором
Григорьевичем за помощью в осуществлении столь важного исторического проекта
обратились к администрации Светлогорского райсполкома и главному редактору
учреждения «Редакция Жлобинской газеты «Новы дзень» Галине Мельниковой Почетный
гражданин г.Светлогорск Изяслав Котляров с супругой, белорусской поэтессой
Софьей Шах, а также председатель ОО «Защитники памяти и правды о ВОВ» Тамара
Войцеховская.
Материал подготовила:
В.И.Петрова, библиотекарь Козловской с/б.
Ола - 12 Хатыней! Жуткая статистика. И памятник, на месте гибели стольких, по сути,мирных людей, должен быть на этом месте)
ОтветитьУдалить