Библиотека и семья
Важный фактор, влияющий на результативность
работы библиотеки по организации и руководству чтением детей. – ее содружество, контакты с семьей читателя.
В семье формируется личность ребенка, ее
изначальное отношение к различным видам деятельности. в том числе и к чтению.
Во многих семьях имеются книги и периодика для детей. Семья в определенной
степени руководит чтением детей, в семье ребенок получает
информацию о книгах
(целенаправленно или случайно). Во многих случаях родители являются авторитетом
для детей в выборе книг. в оценке прочитанного. Но родители обычно плохо
информированы о детской литературе. Это приводит в тому, что они часто
рекомендуют детям книги по воспоминаниям собственного детства, без учета
социально психологических особенностей современного ребенка. В результате
чтение детей постепенно уходит из-под контроля родителей в вопросах детского
чтения не зависит, как правило.
Основой работы библиотеки с родителями юных
читателей являются изучение семьи в
чтении детей. Для этого библиотекари приглашают родителей посетить детскую
библиотеку, беседуют с ними о детском чтении, его особенностях, бывают на
родительских собраниях в школах , просят их ответить устно или письменно на
такие вопросы: «Есть ли у ребенка личная библиотека? Сколько в ней книг? какие
газеты и журналы выписываются для детей? Какие положительные качества развивает
у ребенка чтение?».
Подобные же вопросы, по-другому сформулированные.
Могут быть заданы и самим читателем. Из ответов видно, что есть родители,
владеющие определенными знаниями и опытом руководства чтением детей, и
родители, испытывающие трудности в этом. Недооценивающие роль книги и
библиотеки в формировании личности ребенка. Ответы помогут увидеть роль семьи и
руководстве чтением детей и определить пути работы с родителями в условиях
библиотеки.
Библиотекарю следует знакомить родителей с лучшей
детской литературой, основами педагогики детского чтения, деятельностью и
возможностями библиотеки. Важно привлечь родителей к активному
сотрудничеству с библиотекой в
руководстве чтением их детей, формировании круга их чтения. Работа с родителями
должна вестись дифференцированно, систематически на протяжении всех лет, когда
ребенок или подросток пользуется библиотекой.
Формы этой работы могут быть самыми
разнообразными от массовой до индивидуальной. Целесообразно и сотрудничество с
библиотекой для взрослых, в которой читают сами родители. Списки лучших книг для
каждой возрастной группы читателей-детей под общим заглавием «Лучшие книги –
вашему ребенку».
Некоторые библиотеки проводят специальные «Дни
родителей» в программе которых – экскурсии по библиотеке, обзоры детских книг и
литературы о руководстве детским чтением, беседы о путях взаимосвязи библиотеки
и семьи, выступлением отдельных родителей о том,как они руководят чтением своих
детей. а также «час» вопросов и ответов. Обмен опытом и ответы на вопросы могут
быть предусмотрены и на классных собраниях родителей в школе. Возможны
организованные совместно со школой специальные конференции на тему «Ребенок и
книга». В отдельных библиотеках для родителей издаются специальные памятки о
том, как руководить чтением детей. Массовая работа с родителями должна сочетаться
и индивидуальной, консультативной работой. Индивидуальные беседы возможны,
когда родители приходят вместе с ребенком, записываются в библиотеку или менять
книги.
Во время последующих посещений библиотеки
родителями библиотекарь просматривает вместе с ними формуляр читателя. записи
бесед с ним, выясняет, что читает ребенок дома, рекомендует книги, расширяющие
его кругозор, отвечает на вопросы родителей. Таких вопросов бывает много.
Рекомендуется приглашать родителей и на массовые
мероприятия, в которых участвует их ребенок (обсуждение книги, «защита»
читательского формуляра, утренник и др.).
Важно рассказать родителям о тех формах работы с
книгой, которые могут быть использованы в семье, например, чтение вслух, беседа
и т.д.
Может быть, для отдельных родителей следует
составить индивидуальный план чтения или включить в их план чтения литературу о
детских книгах, творчестве детских писателей, педагогике детского чтения.
Нужно всемирно привлекать родителей к участию в
работе детской библиотеки. Один, например, может выступить с сообщением на
занятии кружка, другой – в клубе интересных встреч, третий – дать
профессиональный совет. Такое сотрудничество полезно не только библиотеке, т.к.
содействует повышению качества ее работы с читателями, но оно полагает также
повышений роли семьи в руководстве чтением, поднимает престиж библиотеки в
семье.
Библиотека и семейное чтение; задачи, проблемы,
перспективы.
В XX веке литература, книжная культура для
детства и отрочества перестает быть достоянием только тех народов и стран, чьи
книжные традиции уходят в XIX в,, XVII, XVIII века и глубже. Детская
литература, как явление национальной культуры начинает развиваться и у тех
народов, где таких глубоких традиций не было. На территории России это имеет
место.
Сегодня чтение молодого поколения не зависит от
принадлежности его представителей к отдельным социальным группам, оно
становится явлением универсального порядка. Во многом это связано с процессами
демократизации, протекающими во всем мире. Развитие книжной культуры для детей
и юношества созданное обществом, государством ее распространение во многом
заставили взрослое население планеты понять самоценность такого периода жизни,
как детство и отрочество.
Это получило документальное подтверждение в
конвенции ООН о правах ребенка.
Забота государства, стимулирование чтения новых
поколений необходимы, поскольку в последнее десятилетие вновь возникла проблема
грамотности, образованности молодежи.
Не смотря на то, что в нашем веке детскую книгу
перестают воспринимать как прямое педагогическое средство, ее
образовательно-воспитательное воздействие на формирующуюся личность юного
читателя не оспоримо.
Человек – самоценная личность и частица мира, у
которой свои неповторимые генетические корни. Поэтому сравнивать и
противопоставлять – дело не продуктивное.
Традиции просветительской культуры Белоруси
категоричны в своем стремлении к духовности, «Идеологическое» направление
детской литературы и педагогики детского чтения, источник оригинальной книжной
культуры, теории и педагогики детского чтения, в том числе и собственных,
приближенных к аудитории детства и отрочества людей ее библиотечного
обслуживания, опосредственного и непосредственного влияния на организацию
чтения.
Те, кто сегодня профессионально работает в
области детского чтения, продвижения детской книги к читателю, не зависимо от
территории и языка на котором говорят. Сталкиваются со множеством схожих
проблем, таких как , например, особенности чтения подрастающего поколения в
многонациональных обществах. Ребенок, где бы он ни был, читает, чтобы узнать
больше не только о законах общества, мира, но и во многом о самом себе. Во
многом для детей чтение не только интеллектуальное занятие, но и «свое»
свободное многообразное развлечение.
В детской библиотеке ребенок получает доступ к
информации, но и к культурным ценностям, синтезом которых является необходимыми
условиями процесса информатизации детской библиотеки. Все ресурсы библиотеки
для детей должны быть сориентированы на педагогические и образовательные цели.
Мы должны уберечь душу ребенка от технократического восприятия жизни.
Конечно, подрастающее поколение должно уметь
пользоваться вычислительной техникой, но при этом из его досуговых интересов не
должны уйти книга и искусство. С внедрением автоматизированных технологий у
библиотек возникает множество проблем. Они косаются с внутри библиотечных
процессов, и повышения квалификации сотрудников. Однако, целый ворох проблем приносят
и читателям, которые сегодня учатся общаться с компьютером раньше, чем читать
книги. Отрадно, что детские библиотеки сегодня активно участвуют в процессе
вхождения в мировое информационное пространство.
Сегодня детские библиотеки выполняют различные
функции. Они и центры общения детей и подростков и центры проведения досуга.
Именно здесь создаются условия для творческой самореализации ребенка.
Детская библиотека – социальный институт
воспитания и духовного развития личности, который обязан обеспечить соблюдение
прав ребенка. Школьные и детские библиотеки испытывают сейчас значительные
трудности, связанные с тем, что их фонды не удовлетворяют читателей..
Проблема комплектования, а главное финансирование
– самая серьезная.
Разрушена система информации о новинках
издательств, система доставки литературы в регионы.
Многие детские и школьные библиотеки стали решать
эти проблемы сами, организуя альтернативное комплектование, выступая в качестве
дилеров издательств, заключая прямые договоры с ними. Библиотекарь должен
помогать юному читателю в овладении способами поиска, переработки и усвоения
деловой информации в организации процессов самообразования, человек получает
доступ к культуре отнюдь не тогда, когда его обязывают прочитать или запомнить
огромное количество материала. Человек должен жить в культуре, мыслить,
оценивать ситуацию, делать выбор, а истина – это доступ к фактам и источникам.
Думается, что в библиотеках нашей страны, работающих с детьми,
сосредоточен мощный интеллектуальный и культурный потенциал, достаточный для
того, чтобы решать все проблемы превращающие их в незаметных помощников
воспитания нового поколения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий