четверг, 11 августа 2016 г.

Первый Спас

Первый Спас называется «Спасом на воде» , «мокрым Спасом» , «медовым Спасом» . Интересно, почему? Дело в том, что в Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа (ст. ст. ) 988 года. В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения", составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем". Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1".


В этот день же установлен праздник Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице в честь победы в 1164 году великого князя Андрея Боголюбского в походе против поволжских болгар и греческого императора Михаила над сарацинами.

Медовый Спас - один из немногих праздников в православной церкви, в который для поклонения прихожан из алтаря выносится Крест Господень

Второе название («Медовый Спас» ) связано с тем, что в этот день пчеловоды подрезывали ульи с медом и несли соты нового сбора для освящения в церковь. (В былые времена россияне не начинали есть никакой сезонной пищи без благословения церкви) . В некоторых местах крестьяне были убеждены, что, начиная с этого дня, пчелы перестают выврабатывать мед. После освящения первого меда в церкви в этот день разговляются свежим медом и угощают всех, раздают бедным. В старину говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует» . Верующим известно, что до Медового Спаса нельзя есть мед нынешнего года, прошлогодний же мед кушать можно.

На Первый Спас совершался крестный ход на водоемы для освящения воды. После крестного хода многие купались и купали скотину, чтобы смыть грехи и быть здоровее. На «мокрый» Спас последний раз купали лошадей.

Что же подают на стол в этот праздник?

Обычно пекли пироги с пшенной кашей и медом. Гостей угощали медовым квасом.

Наиболее популярны на Руси были напитки из меда. Самым древним и знаменитым из них был хмельной мед. Чтобы придать меду опьяняющие свойства, в разведенный водой пчелиный мед прибавляли дрожжей и хмелю и оставляли бродить. Разными пряностями и добавками готовому «ставленнику» можно было придать различный вкус. Славяне знали множество рецептов хмельного меда: вешний, стоялый, сборный, красный, белый, с гвоздикой и особо крепкий «княжеский» мед. Готовился мед и с ягодами — смородинный, вишневый, малиновый и т. д. Иногда в мед добавляли свежий ягодный или фруктовый сок или морс.

Искусными медоварами были монахи. Они хранили и совершенствовали древнее искусство медоварения. Один из дошедших до нас рецептов так и называется — «Мёд монастырский» .

Другой русский напиток, приготовляемый на основе пчелиного меда — сбитень. Сбитень появился на Руси почти тысячу лет назад, первое упоминание о нем относится к XII веку. Перевар или взвар — старинное название сбитня. Тогда его готовили так: брали по пузырьку вина, уксуса и пива, перцу четверть, фунт патоки, три гривенки вина заморского и сразу же с медом варили, чтобы не только он сварился, но и устоялся, потом сливали в посуду.

Иностранцы называли сбитень с вином глинтвейном. В сбитень добавляли душистые травы, пряности. Долгое время его пили вместо чая и кофе. По городским рынкам и улицам ходили сбитенщики, продававшие всем желающим горячий сбитень.


В этот день начинается пост. Только в этот день можно будет есть рыбу. Считается, что во время этого поста исцеляется душа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  В копилку библиотеки. Библиотекарь Козловской сельской библиотеки приняла участие в онлайн акциях и викторинах, организованных Российским...