Если заинтересовать книгой малыша довольно просто
– показать красивые картинки или начать читать вслух, то с подростком всё
гораздо сложнее. К сожалению, информационные потоки, которые окружают нас всех,
а детей – особенно, слишком велики. И книги уже не выдерживают конкуренции не
только с телевизором, но и с многочисленными гаджетами. Поставьте себя на место
двенадцати-четырнадцатилетнего человека. Мир вокруг несётся галопом, события
меняются с астрономической скоростью, а книга, даже самая интересная – очень
медленно. Но хоронить литературу совсем не хочется. И надеемся, что не
придётся. Поэтому давайте всё-таки попробуем заинтересовать подростка книгами.
Очень хочется написать какой-нибудь свод правил
или посоветовать беспроигрышные книжки, которые точно понравятся всем-всем. Но,
к сожалению, никаких правил нет. Вернее, есть только одно правило:
Нельзя заставлять ребёнка читать!
Вообще. Категорически. Даже если вы на миллион
процентов уверены, что книга ему понравится. Хотите навсегда вызвать у ребёнка
ненависть к чтению – скажите простую и почему-то очень любимую многими
родителями фразу: «Прочтёшь 20 страниц, сможешь поиграть на компьютере (пойдёшь
гулять / будешь смотреть мультфильмы / получишь 100 рублей). Двадцать страниц
будут прочитаны (если будут) через слово, по диагонали, а чтение из пока просто
неинтересного занятия превратится в то, что не даёт заниматься любимыми делами.
Поэтому заставлять, ставить условия и вообще вступать с собственным ребёнком в
рыночные отношения – идея не очень хорошая. Лучше воспользуйтесь некоторыми
нашими советами.
1. Неважно, что именно читает ребёнок.
Не нужно расстраиваться, если ваш ребёнок в 13
лет не хочет читать «Гамлета», даже если вы сами знали всю пьесу наизусть уже в
10. И то, что его не волнуют традиционные подростковые авторы вроде Жюля Верна,
Фенимора Купера, Рэя Брэдбери и других – тоже не беда (первые двое вообще
малоинтересны современным подросткам). Если ребёнок в принципе читает, это уже
хорошо. Не нужно отбирать у него комиксы про Бэтмена и книги с бульварными
обложками и ужасающими названиями вроде «Любовь среди вампиров». Пусть хоть
детективы Донцовой читает! Тут главное слово – читает. Чтение, как и любое
другое занятие, это – привычка. И через этап плохой литературы проходят все.
Иначе просто невозможно оценить хорошую. А когда вы увидите, что ребёнок
заинтересовался, научился напряжённо следить за сюжетом, ждать развязки, то
есть в какой-то степени «подсадил» себя на чтение, вместо очередного
вампирского тома подсуньте ему книгу о Шерлоке Холмсе. Отсюда, кстати, вытекает
следующий совет:
2. Лучшие книги для привлечения к чтению –
детективы.
Тут всё понятно – динамичный сюжет, неожиданная
развязка, никаких языковых сложностей. Идеальный вариант. И начать можно не с
Шерлока Холмса даже, а с детских детективов. Они издаются в огромном количестве
– есть получше, есть похуже. Но в целом, уровень этих книг примерно одинаковый
– с интересом прочитать и забыть. Одна из лучших представительниц жанра –
английская писательница Энид Блайтон. К сожалению, её книги сейчас не
переиздаются, но если вы встретите их у знакомых или в библиотеке, берите
смело. Сюжет всех детских детективов чаще всего заключается в том, что
несколько детей приезжают куда-то на каникулы, случается какое-то таинственное
происшествие и ребята блестяще, правда не без сложностей, выводят
злоумышленников на чистую воду. Помимо того, что читатель быстро увлекается сюжетом,
он начинает ассоциировать себя с героями (кто же не мечтает самостоятельно
раскрыть хотя бы маленькое, но настоящее преступление), а это один из главных
критериев успеха книги. Ну а потом и к Шерлоку Холмсу можно переходить.
3. Звёзды и супергерои.
Когда ребёнок чем-то увлекается, ему интересно
знать всё о своих кумирах. Поэтому если дети любят смотреть фильмы с Джонни
Деппом, то велика вероятность, что и книгу о нём они прочтут (а таких книг
много, очень много!). В отчаянных попытках выжить издатели выпускают книги обо
всём, что популярно. Практически все современные фильмы, мультики и даже
компьютерные игры имеют бумажные дополнения и продолжения. Да, возможно,
ребёнок не откажется от игры в Angry birds ради книги о них, но скорее всего,
когда наиграется, с интересом её полистает.
4. Делимся впечатлениями.
Этот пункт очень банальный, но, как обо всём
банальном и очевидном, о нём часто забывают. Делитесь с ребёнком своими
впечатлениями о прочитанном. Пусть он не читал того, что читаете вы. Если в
книге интересный сюжет или поднимается какой-то вопрос, который мог бы
заинтересовать вашего ребёнка, расскажите ему: «Представляешь, в книге, которую
я сейчас читаю, герой в одиночку совершил кругосветное путешествие / попал на
необитаемый остров / влюбился в дочь своего врага…». Разговаривайте,
рассказывайте, делитесь.
Можно придумать сколько угодно теорий и
психологических приёмов, но только интерес, живой, настоящий сможет побудить
ребёнка открыть книгу и не закрыть её через 5 минут.
Комментариев нет:
Отправить комментарий