27
сентября 2016 года православные христиане отмечают один из двунадесятых
праздников – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В народной
славянской традиции, христианский праздник Воздвижения связывается с вечной
борьбой добра и зла, движением, которое и является самой жизнью всего
существующего на земле.
Обычаи
на Воздвижение
В
древних летописях этот день имеются как «Ставровый», на который принято было
ходить крестным ходом вокруг сел и городов, защищая их таким образом от бед ,
врагов и болезней. В деревнях также обходимо и поля, чтобы на следующий год
получить богатый урожай. В Воздвиженье с полей забирали последний сноп и это
служило окончанием сбора урожая, последним, третьим праздником встречи осени и
началом подготовки к зиме.
В
этот же день, было запрещено ходить в лес: все живое готовилось к зиме, звери
уходи в норы, сползались на зимовку в одно место змеи. Даже нечисть, и та
готовилась впасть в спячку до весны. Сегодня распространено поверье, что такой
запрет обосновывался на том, что змеи в этот день очень злые и если вы
помешаете им, вас покусают. А вот в древности, люди просто уважали все живое и
старались не нарушать единения животных и природы. При этом, славяне верили,
что та змея, которая вас укусит, уже не сможет вернуться обратно в нору и она
обречена на смерть из-за того, что преступила законы своего племени.
Большую
опасность в лесу в этот день, представляли не животные, а нечисть: лешие,
водяные, оборотни злились, что им приходится ложиться в спячку и они не смогут
больше вредить людям. В Воздвиженье у нечисти был последний сход, во время
которого они прощались друг с другом и отправлялись спать. Тем людям, которые
нарушали их покой, они могли и навредить, закрутить в лесу, наслать проклятие и
порчу.
Важным
этот день был и для домашней нечисти. В отличие от лесной, эти духи были
полезными для семьи и домашнего очага, являлись их защитниками и хранителями.
Поэтому в Воздвиженье отмечали именины Овинника – хранителя овина, места, где
хранилась и мололась пшеница. Помещение не топилось, в нем не велась никакая
работа, на полу расстилали вышитые рушники и на них оставляли угощение для
духа. Считался этот праздник и днем капусты и каждая хозяйка должна была
приготовить как можно больше блюд из этого вкусного и полезного продукты,
напечь пироги с капустой, сварить вареники. Некоторую часть угощений несли к
церкви, где и раздавали нищим.
Заговоры
и привороты на Воздвижение
Со
дня Воздвиженья начинался период девичьих посиделок – капустенские вечера,
которые длились две недели. Согласно традициям, все девушки, собирающиеся на
эти вечеринки, одевали свои самые лучшие наряды, приносили с собой праздничные
блюда, накрывали столы в горнице и пировали с парнями, которые в это время, и
выбирали себе невест.
Чтобы
точно заполучить себе жениха на таких посиделках, девушки проводили особые
обряды и заговоры. Перед тем как идти на вечеринку, девушка умывалась чистой,
недавно набранной родниковой водой и приговаривала: «Как водица чиста и
прозрачна, так и любовь (имя) будет ко мне сильна и постоянна. Да будет так,
крепко мое слово».
Приготовление
к посиделкам начиналось задолго до их начала. Девушки вышивали пояса для себя и
своих женихов. Если такой пояс преподносился парубку и он его принимал, это
считалось заключением помолвки. С Воздвижения и до самой Покровы, девушкам было
разрешено творить ворожбу и привороты, чтобы быстрее выйти замуж.
К
примеру, был распространен такой обряд. Девушка готовила небольшие пирожки с
капустой, наливала в стакан молоко и оставляла все это на ночь на столе со
словами: «Друг мой домовой, стань мне сватом и засватай (имя) мне (имя).
Аминь».
Еще
один любовный заговор девушки произносили накануне праздника. На заходе солнца
перед праздником выходили на улицу, смотрели на закатное солнце и произносили
такие слова: «Заря-зарница, красная девица, ходишь ты высоко надо мной, летаешь
– далеко. Посмотри, где раб Божий (имя) гуляет, что делает, где отдыхает, в
каком дому живет, в каком терему. Подойди заря-зарница к нему близко-близко,
любовью ко мне дойми, Присуши, припеки, к моему дому приведи, на законный венец
нас благослови. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки
веков. Аминь».
Достаточно
сильный приворот делали в праздник Воздвижения на дым. 27 сентября после захода
солнца, но до полуночи, необходимо развести костер и когда он разгорится,
выкрикивать слова любовного заговора: «В сухом бору стоит сухой лес. В том лесу
вся листва сухая, сушь ту листву погоняет, на раба Божьего (имя) тоску, сухоту
нагоняет по мне, Божьей рабе (имя). Сохни ему без меня вода, не лезь в его рот без меня еда, сон
раба Божьего (имя) обойди, тоска-сухота на него найди по мне, Божьей рабе
(имя). Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».
Никаких
важных дел на Воздвиженье не начинали, так как верили, что этим оскорбляют
отдыхающую природу, подарившую им блага и богатый урожай. По другим поверьям,
все, что вы начинали делать в этот день, было просто бесполезным и без
результативным.
Приметы
на Воздвижение
На
Воздвижение кто в лес пойдет, тот может не вернутся.
В
этот день змеи в норы прячутся.
В
Сдвиженье Леший гуляет - кто в лес пойдет, тот дорогу назад не найдет.
На
Воздвижение медведь в берлогу, змея в нору, а птицы на юг.
У
доброй хозяйки в Воздвижение и пирог с капустой.
Кто
на Воздвижение постится, тому семь грехов простится.
В
Воздвижение с поля последняя копна движется.
С
Воздвижения осень к зиме сдвигается.
Если
в этот день дует холодный северный ветер, то следующее лето будет жарким.
В
Воздвижение птицы лето за моря уносят.
Кто
на Воздвижение пост не держит - на того семь грехов воздвигнутся.
Комментариев нет:
Отправить комментарий